+7 (499) 390 14 52
+7 (985) 440 31 50

Как получить груз без предъявления оригиналов в порту прибытия?

Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа. Развитие технического прогресса на морском транспорте, увеличение скорости судов, «контейнерная революция» привели к тому, что суда часто прибывают в порт выгрузки раньше, чем туда поступают оригиналы коносаментов. Кроме того, большое развитие получили перевозки между основной компанией и её филиалами. Этим перевозкам не предшествует купля-продажа товаров (это разумеется не касается России, где для таможенного оформления в любом случае нужен запродажный контракт), и стороны не нуждаются в товарораспорядительных документах. Всё это привело к широкому применению морских накладных (waybill). За последние годы появилось большое количество форм морских накладных (the GCBS Waybill, Genwaybill и другие).

Основные проблемы, которые возникли при использовании морских накладных, были проблемы с возможностью применения к ним Гаагско-Висбийских правил. Международный морской комитет разработал Унифицированные правила для морских накладных. Они применяются к договорам перевозки, по которым не выдаётся коносамент (т.е документ о праве собственности). Правила устанавливают, что при заключении договора перевозки грузоотправитель выступает не только от собственного имени, но и в качестве агента грузополучателя и гарантирует перевозчику наличие подобного полномочия. Ответственность получателя не может быть более той, что могла бы быть на него возложена при выдаче груза по коносаменту. Если отправитель не передал получателю право контроля (об этом должна быть сделана соответствующая отметка в накладной), то отправитель является единственной уполномоченной стороной, которая может давать указания перевозчику, в том числе и изменять наименование получателя. 

Ордерный коносамент. Индоссамент.

Манифест-корректор. Телекс-релиз.

Если вы ни разу не сталкивались с такими понятиями, как «ордерный коносамент», «индоссамент», «телекс-релиз» и «манифест-корректор», или имели опыт, который оставил у вас только вопросы, мы будем рады сообщить вам дополнительную информацию по этим вопросам.

ОРДЕРНЫЙ КОНОСАМЕНТ.

Выписка коносаментов «TO ORDER» -  нормальная и часто используемая практика в международном и российском бизнесе. Указывая в коносаменте в качестве грузополучателя не конкретное лицо («Тo order»), продавец желает контролировать груз до момента получения оплаты от покупателя. Такой коносамент называется ордерным.  Получив от покупателя деньги за груз, продавец (отправитель) должен позаботиться о передаче прав на это груз покупателю. Передача прав может быть выполнена двумя способами – посредством индоссамента или манифест-корректором. В результате этих операций, коносамент становится именным, т.е. выписанным на конкретного получателя. Оба этих способа рассмотрим ниже.

ИНДОССАМЕНТ:

Индоссаментом (endorsement) называется передаточная надпись на оборотной стороне коносамента, в которой законный владелец груза (продавец или назначенный им отправитель) указывает получателя груза по коносаменту. На одном коносаменте может быть несколько передаточных надписей, в которых каждый новый получатель может передавать коносамент и соответственно, право на груз, новому получателю.

Индоссамент выглядит следующим образом – продавец (отправитель) на обратной стороне коносамента наносит от руки или штампом надпись «ENDORSED TO» и указывает название и адрес компании, которой передается право на груз, и заверяет печатью. Получателю высылаются  три оригинала индоссированного коносамента. Если выслать меньшее количество оригиналов, то линия в порту выгрузки может не выдать груз, пока не будет предъявлен полный комплект, либо пока отправитель официально не подтвердит выдачу груза именно этому получателю. На выяснение этих моментов  уходят время и деньги покупателя.

МАНИФЕСТ-КОРРЕКТОР

Манифест-корректор – это специальная процедура, в результате которой вносятся изменения в первоначальный текст коносамента. Манифест-корректором можно изменить практически все данные коносамента – сведения об отправителе, получателе, сведения о грузе. Линия выполнит такую процедуру, если отправитель груза даст соответствующую инструкцию. Такая инструкция, выполненная перевозчиком (линией) и называется «манифест-корректором». Это платная услуга, в среднем стоит 100 долларов.  Линии все равно, кто оплатит эти расходы (отправитель или получатель), главное для перевозчика, чтобы кто-то гарантировал  их оплату.

Из практики изменения в коносамент лучше вносить до прибытия груза в порт выгрузки. Это связано с тем, что по прибытии груза в порт агент линии подает сведения по коносаменту в таможню. После того, как сведения были заявлены в таможню, изменение этих сведений может вызвать контрольные меры со стороны таможни – проведение незапланированных досмотров.

ТЕЛЕКС-РЕЛИЗ

Телекс-релизом называется формализованное сообщение перевозчика - агента морской линии агенту этой же линии в порту прибытия, в котором сообщается, что оригиналы коносамента получены и груз может быть выдан грузополучателю, указанному в коносаменте, без предъявления оригиналов коносамента.

Главное правило выдачи груза по коносаменту гласит – груз выдается лицу, указанному в коносаменте получателем, по предъявлении перевозчику оригиналов коносамента.

Телекс-релиз используется в морских контейнерных перевозках в тех случаях, когда коносаменты в силу различных причин не передаются непосредственному получателю, а сдаются представителю перевозчика в порту отправления или в любом другом месте, если это разрешено внутренним регламентом перевозчика. Таким образом, получатель груза имеет возможность получить груз без предъявления перевозчику оригиналов коносаментов в порту прибытия.

На практике это осуществляется так. Покупатель (грузополучатель) согласовывает с продавцом  (грузоотправителем) оформление телекс-релиза. После этого отправитель сдает три оригинала коносамента агенту линии в порту отправки и просит оформить телекс-релиз. Агент линии в порту отправки направляет телекс-релиз в порт погрузки. В порту выгрузки агент линии выдает груз получателю, указанному в коносаменте.

Необходимость оформления телекс-релиза возникает по разным причинам. Иногда это нужно в силу объективных причин, например, если переход между портом погрузки и портом выгрузки очень короткий и почта не успевает доставить коносаменты получателю до прибытия груза. В этом случае целесообразно не оформлять оригиналы коносамента, а сразу выпускать телекс-релиз. Другой причиной может быть задержка в оплате за товар. Создается ситуация, когда оплата поступает продавцу практически за день или два до прибытия груза в порт выгрузки и отправка оригиналов коносаментов покупателю может повлечь простой груза в порту выгрузки. В этом случае также целесообразно оформить телекс-релиз.

Особенности использования ордерных коносаментов в РФ.

Работа с ордерными коносаментами имеет свои особенности в российском порту. Для грузов, не подпадающих под государственный контроль на границе (карантинный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический), практически не имеет значения, когда коносамент из ордерного превратится в именной. Для карантинного груза это имеет существенное значение.

Для того, чтобы провести карантинный осмотр груза в Российском порту, нужно сделать следующее:

  1. В течение трех дней с момента прибытия груза на территорию РФ получатель груза (или его экспедитор) обязан предоставить таможне оригинал фитосанитарного сертификата и транспортный документ (коносамент) для проверки и принятия решения о запрете или разрешении ввоза карантинного товара.

Согласно постановлению правительства №502 от 29.06.2011 и постановлению № 365 от 23.04.12, таможенная служба (отдел ОСТП) должна сравнить сведения в документах. Если они не противоречат, таможня ставит штамп «Ввоз разрешен». При разночтении сведений в фитосанитарном сертификате и транспортных документах таможенный инспектор обязан поставить штамп «Ввоз запрещен» и собственник груза обязан в течение двух дней предпринять меры по вывозу груза с территории РФ или его уничтожению!

  1. Предоставить в карантин оригинал фитосанитарного сертификата и транспортные документы, уже проверенные таможней со штампом «Ввоз разрешен».

В случае, когда оформлен ордерный коносамент, а в фитосанитарном сертификате указан реальный грузополучатель, экспедитор должен каким-то образом убедить таможенника и карантин, что сведения в коносаменте и в фитосанитарном сертификате не противоречат, и эти два документа выписаны на одну партию.

Как предупредить такую ситуацию?

Варианты:

  1. Оформить манифест-корректор и поменять получателя с «To order» на реального получателя до прибытия груза на территорию РФ.
  2. Cделать индоссамент (endorsement) на оригиналах коносамента и прислать оригиналы коносаментов до прибытия груза.
  3. Предоставить  оригинальные «ордерные» письма от отправителя, в которых отправитель указывает, что груз по такому-то коносаменту принадлежит такой-то компании и она является получателем по этому коносаменту. Однако такой вариант не имеет под собой юридического обоснования и на него нельзя полагаться.

Сразу выписывать коносамент на реального получателя и после получения оплаты за товар высылать их получателю, либо сдавать в линию и оформлять телекс-релиз. При этом оригиналы фитосанитарного сертификата и остальных документов вместе с копией коносамента высылать экспедитору до прихода груза.

Отправьте заявку, мы перезвоним и сообщим стоимость!

Мы Вам перезвоним. Пожалуйста, введите ваше имя и номер телефона.(минимум 11 цифр)

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net